
Во всех странах мире широко используется единая классификация моторных масел американского Общества Автомобильных Инженеров – SAE J300 чаще всего её представляют в виде таблицы вязкости моторных масел
Всесезонные масла являются самыми востребованными из-за способности осуществлять функции своего предназначения как в холодное, так и в теплое время года.
Систематизация SAE для всесезонных смазок демонстрирует диапазон температур воздуха, в котором моторное масло полностью обеспечит:
• легкое проворачивание коленчатого вала стартером при холодном запуске;
• прокачивание масляным насосом смазки по магистралям двигателя во время холодного пуска;
• надежное смазывание трущихся деталей мотора при длительной работе в диапазоне рабочих температур при максимальном нагрузочном и скоростном режиме.
Для примера два варианта таблиц показывавших зависимости рекомендованной вязкости масла по SAE от температуры воздуха Некоторые производители в Руководствах по эксплуатации своей продукции публикуют аналогичные таблицы.
В качестве примера мы приводим одну страницу, посвящённую выбору моторного масла одного из уважаемых японских производителей мотоциклов. Компания Bajaj в своей документации на данный момент не приводит подобных таблиц по выбору вязкости моторных масел в зависимости от температуры окружающего воздуха. Причина этого кроется скорей всего в исторически сложившемся регионе продаж. Наибольший объём продаж приходится на страны с очень жарким климатом и для них естественно требуется масло с высокой вязкостью при высоких температурах поэтому в Руководстве по эксплуатации и другой технической документации обычно указана вязкость масла 20W-50 или 10W-50.
Россия находится достаточно далеко от экватора и климат у нас нельзя назвать очень жарким. Именно поэтому для нашего диапазона температур техническим департаментом компании BAJAJ было рекомендовано масло 10W-40 и это нашло отражение в первых изданиях русской версии Руководства по эксплуатации на продаваемые в нашей стране мотоциклы. Кроме этого масла с вязкостью 40 в большинстве случаев несколько дешевле масел с вязкостью 50, что снижает эксплуатационные расходы владельцев.
Однако реальный опыт продажи мотоциклов и их эксплуатации в нашей стране показал, что разночтение в различных источниках информации касавшиеся рекомендованной для мотоциклов BAJAJ вязкости моторного масла порождает массу вопросов у владельцев мотоциклов и к сожалению, не всегда они могут найти правильные ответы на эти вопросы. В связи с этим в более поздних изданиях русской версии Руководства по эксплуатации мотоциклов мы вернулись к маслам с вязкостью 20W-50 или 10W-50 (иногда 15W-50), это несколько увеличит эксплуатационные расходы, но избавит владельцев от сомнений относительно правильности выбора вязкости моторного масла.